МУП Сочитеплоэнерго
Ошибка
  • Plugin mavikThumbnails needs library GD2
ПЕРЕВАЛ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ
09.11.15

Любые исследователи – технические ли эксперты, историки ли курорта и этапов его развития – предолимпийскую зиму 2013-2014 назовут переломной применительно к системе теплопроизводства и теплоснабжения Сочи. Базовое теплоснабжающее предприятие города – МУП «СТЭ» в силу целого ряда причин достигло к этому времени глубины падения по всем основным показателям. Убытки от производства, передачи и сбыта тепловой энергии зашкалили по итогам 2013 года за 600 миллионов рублей, задолженность за природный газ в пиковый момент превысила и этот показатель, производственные потери – расходы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на производство единицы продукции – достигли критических отметок.

Единственный рубеж, который администрация города и коллектив предприятия удерживали незыблемо – тарифы и цены реализации тепловой энергии. Сочинцы если и слышали о трудном периоде в производственной деятельности коммунальщиков, то на себе этого не ощущали.

В сухих строчках производственного отчета первое упоминание о переломе ситуации звучит так: «С начала отопительного сезона 2014-2015 годов МУП «СТЭ» предприняло меры в направлении снижения расходов ТЭР на производство тепловой энергии (ТЭ). Налажена система мониторинга технологической информации. В результате чего усилен контроль за расходованием ТЭР и реализовываются мероприятия по их снижению».

Звучит просто и легко. На практике же сказанное означало перелом в сознательном отношении к итогам своей деятельности не только руководства, но и всего среднего звена: начальников тепловых и вспомогательных участков, руководителей котельных, мастеров и инспекторов. Только один пример из множества в целом по городу.

Летом 2014 года расход сетевой воды (достаточно дорого закупленной для производства у Водоканала) на котельной №14 превышал в сутки 8000 кубометров. Котельная для примера взята не из рядовых: она производит 20% тепловой энергии предприятия, обеспечивая продукцией центр Сочи. И её руководитель Сергей Петрович АНДРЕЙЧУК, и начальник производственно-технического отдела Валерий Александрович СЕРЕБРЕННИКОВ, и заместитель директора по техническим вопросам Константин Петрович ИЛЬИН всегда знали, что в товарную продукцию уходит меньше 3000 кубометров, но…

Работа была спланирована и проведена (ведется и по сей день) комплексно: от установки на котельных и насосных станциях приборов учета воды, до системного, качественного выявления и исключения любой протечки. Инспекционный отдел, руководит которым Владимир Юрьевич ПОПОВ, совместно с руководителем АРЦ Сергеем Юрьевичем БУШУЕВЫМ разработали собственную методику выявления потерь. Ее эффективность и грамотность подтвердила практика лета 2015 года: суточный расход воды по котельной №14 с 8000 кубометров сократился до 3700 кубометров. Непроизводительные расходы на топливо, электроэнергию и воду в первом полугодии прошлого года в целом по предприятию составляли 190 миллионов рублей, в нынешнем году – 26 миллионов.

Ни для кого не секрет, что в предыдущие годы потери горячей воды в сетях (да и только ли в Сочи?) воспринимались едва ли не как технологическая составляющая. Комплексное осуществление антикризисного плана МУП «СТЭ» позволило сократить эти потери за первое полугодие 2015 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) на 56 тыс. Гкал – 33%! Это отразилось, прежде всего, на сокращении расхода топлива – 6% от общего объема или 56 миллионов рублей. Миллионов, господа! Только топливо, товарищи! А еще вода, потребная на производство «утекающего» продукта. Холодной воды на нужды горячего водоснабжения сэкономлено 20% – стоит это 16,5 миллиона рублей.

Ни природа вообще, ни экономика в частности чудес не знают. Жесткая, профессионально спланированная и осуществленная борьба с потерями одновременно позволила на тех же мощностях теми же коллективами участков увеличить реализацию тепловой энергии. В сравнении с объемами прошлого года – на 2 процента. Итоговый результат таков: в первом полугодии прошлого года о прибыли (без учета амортизации) если и можно было говорить, то… Ведь 18 миллионов рублей – это практически «по нулям». Нынешнее первое полугодие дало 196,7 миллиона рублей прибыли – неплохо для начала!

Все сказанное позволяет настраиваться на сдержанный оптимизм.

Да, как уже говорилось, кредиторская задолженность предприятия поставщикам газа в пиковый момент составляла  сотни миллионов рублей. Для кардинального решения чрезвычайной по масштабам и сложности задачи специалистами администрации был найден чрезвычайный же вариант. Единственно возможный, он оказался настолько сложным в практическом исполнении, что потребовал дополнительного времени. И, естественно, дополнительных усилий. Исходя из промежуточных результатов, предполагается, что финиш будет достигнут в ближайшее время.

Месяц за месяцем, добиваясь убедительно положительных результатов, специалисты МУП «СТЭ», не отвлекаясь, не обольщаясь вероятностью кардинального погашения кредиторской задолженности, перечисляли за газ больше того, что начислялось за текущее потребление. Вот, к примеру, в 2015 году за текущее потребление газа было начислено 746 миллионов рублей. МУП «СТЭ» поставщику газа перечислило АО «Газпром газораспределение Краснодар»  864 миллиона – на 15 процентов сверх начисленного! И за прошедший год предприятием произведена оплата, превышающая начисления на 17,7%. Все это вело и ведет к постоянному снижению кредиторской задолженности.

Скажите, Владимир Григорьевич, – интересуемся у заместителя директора МУП «СТЭ» по сбыту В.Петрова, – столь жесткая завязанность на погашение кредиторской задолженности не отразится на качестве подготовки предприятия к отопительному сезону? После выплаты долгов останется ли достаточно денег на различного рода ремонтно-профилактические мероприятия?

За последнее десятилетие ни одного раза даже намека не возникало усомниться в качестве подготовительных работ, – без малейшего сомнения утверждает заместитель директора. – Особо подчеркну, что роль администрации города тут безмерно важна и велика. Мы работаем в тесном контакте и с городом, и с районами, постоянно ощущаем плечо коллег из администрации. Нынешняя зима ни в чем не отличается от предыдущих: даже намека на возможность срывов в поставке тепла и горячей воды не рассматривается. Запас прочности у районных дирекций, у комплексов котельных Центрального района многократно превышает реальные потребности.

С каждым годом, не секрет, оборудование изнашивается…

С каждым годом на восполнение износа, профилактику, работы по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии техническими специалистами предприятия обращается огромное внимание. Да и администрация города не оставляет нас без внимания. Для убедительности примера могу сказать, что Олимпийские игры дали дополнительный импульс к развитию.

Кстати, Владимир Григорьевич, коль скоро вы в той или иной мере гасите кредиторскую задолженность, не могли бы сказать, почему она вообще возникла? Очень это интересует некоторых сочинцев…

Значительную роль сыграли сложности подготовки предприятия к проведению Олимпийских игр. После окончания Игр все это время мы не просто гасили долги, мы одновременно предприятие на плаву выравнивали, технологический процесс приводили к заданному, потери сокращали.

Очень уж много проблем собралось в клубок. Сами размотаете?

Не столь мы наивны или самонадеянны. Решение о проведении анализа текущего состояния МУП «СТЭ» и перспектив его дальнейшего развития было принято на совещании в администрации Сочи (с участием представителей администрации Краснодарского края) в августе. На основании этого проведены торги и подписан договор с НП «Энергоэффективный город». В техзадание включены разработка антикризисной программы, мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, инвестиционная программа.

Дебиторка уж больно пугающа.

Она одинакова по всей стране. Говорить о проблемах дебиторской задолженности населения скороговоркой нельзя. Над анализом ее причин бьются лучшие умы отрасли. Пока безрезультатно. Мы тоже рук не опускаем, работаем с должниками постоянно и достаточно продуктивно. Можно ли работать лучше? Нужно. Как это сделать? Думаем. А подумать тут есть над чем. Законодательство нашей страны в этом отношении является мягчайшим в мире, должники чувствуют себя в его рамках довольно спокойно. Но нас это не расслабляет. Наоборот, заставляет действовать только наступательно, только последовательно и творчески.

Таким образом, Владимир Григорьевич, общая оценка ситуации…

Пусть осторожный, сдержанный, но оптимизм. Нам уже есть, что с чем сравнивать. Объективный анализ показывает, что пик кризиса миновал, перевальная точка пройдена. Мы за два года многое перетерпели, но и многому безусловно научились.

Еще скажите, что и нервов сожгли достаточно много.

А как без нервов при русских-то характерах? Главное, что мы получили право говорить о команде, об общности интересов, о едином понимании проблем и путей их решения.

Я хотел сказать, что критики в ваш адрес раздается довольно много.

И да, и нет. Там, где звучит критика, мы в своем кругу ругаемся, нервничаем, спорим, но логику и доводы признаем, меры принимаем. Там же, где звучит завистливая клевета, полуправда, кухонные домыслы – цитируем сами себе дедушку Крылова. Представляете, сколько уже веков все та же Моська все лает и лает, лишь завидит нелюбезного ее сердцу слона… Пора человечеству привыкнуть и внимания не обращать.

Стало быть, здравствуй, гостья-зима?

Просим милости к нам. Без малейшего волнения. Мы хорошо поработали летом по всем направлениям и ждем зиму спокойно, уверенно.

 

Пресс-служба МУП «СТЭ».

 

Абонентский отдел

Центральный, Хостинский районы и поселок Дагомыс: 

(862) 296-85-86

Адлерский район:

 

246-65-86

(862) 296-85-85 доб. 222,211

Лазаревский район:

270-33-43

Частный фонд (все районы): 

(862) 296-85-86

296-85-85 доб. 210

Опломбировка, поверка водомеров:
(862) 296-85-87
Передача показаний счётчиков:
(862) 296-85-90

Личный кабинет абонента

Личный кабинет

абонента МУП "Сочитеплоэнерго"

Диспетчерская служба

Центральный район:

 

(862) 264-30-33

296-85-85 доб. 400

Адлерский район:

246-66-29

Лазаревский район:

270-33-39