МУП «Сочитеплоэнерго»
МУП Сочитеплоэнерго
Ошибка
  • Plugin mavikThumbnails needs library GD2
Самовольное отключение запрещено!
06.11.15

Накануне начала отопительного сезона в МУП «СТЭ» поступило несколько заявлений от собственников жилья  многоквартирного жилого дома, с требованием зафиксировать факт демонтажа отопительных приборов для прекращения производства начислений.

Хотелось бы отметить сразу, что данное действие идет в разрез сразу с несколькими законодательными актами. В п.15 ст. 14 № 190 ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» установлены особые требования к процедуре отказа от централизованного отопления жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме. Некоторые специалисты считают, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме причиняется существенный вред всей отопительной системе, в частности, происходит снижение температуры в примыкающих помещениях. Кроме того, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. В связи с этим гражданин, использующий энергию для бытового потребления, не вправе без соответствующего разрешения административного органа отказаться от централизованного отопления квартиры (ст. 26 Жилищного кодекса РФ «Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»).

Другие специалисты основывают свое мнение на том, что ст. 546 Гражданского кодекса РФ «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» является специальной нормой и поэтому бытовой потребитель по договору теплоснабжения вправе отказаться от договора в любое время без объяснения причин, письменно предупредив о своем намерении теплоснабжающую организацию, и при условии полной оплаты потребленной тепловой энергии для нужд отопления.

Для разрешения этого вопроса необходимо обратиться к основным положениям, регламентирующим как отношения по снабжению потребителей тепловой энергией, так и порядок переустройства жилых помещений (гл. 4 Жилищного кодекса РФ «Переустройство и перепланировка жилого помещения»).

В настоящее время для отопления жилых помещений в многоквартирном доме все чаще используются индивидуальные системы теплоснабжения. Данная тенденция объясняется несколькими причинами.

Во-первых, потребитель получает возможность достичь максимального теплового комфорта и сам определяет уровень собственного обеспечения тепловой энергией.

Во-вторых, расходы на эксплуатацию индивидуальных систем теплоснабжения с лихвой компенсируются рациональным расходованием тепла. Ведь объем потребления топлива сокращается благодаря более точному регулированию подачи тепла и отсутствию его потерь в тепловых сетях. По оценкам, сейчас в централизованных системах теплоснабжения теряется от 40 до 60% тепла, вырабатываемого для нужд отопления.

Как правило, индивидуальная (децентрализованная) система отопления жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя отопительный котел, отопительные приборы, системы подачи воздуха и дым удаления, что в совокупности составляет индивидуальный источник тепла. Частью 15 комментируемой статьи установлено ограничение на использование определенных индивидуальных квартирных источников тепла. Так, в целях обеспечения безопасности и надежности теплоснабжения Правительством Российской Федерации будет утвержден перечень индивидуальных квартирных источников тепла, запрещенных к использованию.

Порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 Гражданского кодекса РФ «Изменение и расторжение договора энергоснабжения»: абзац 1 п. 1 указанной статьи рассматривает случай, когда абонентом договора теплоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления. Он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом теплоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В то же время необходимо учитывать, что с технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой как минимум процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ « Виды переустройства и перепланировки жилого помещения» такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как
гл. 4 Жилищного кодекса РФ «Переустройство и перепланировка жилого помещения», так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (получение проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).

Подчеркнем, что при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме»).

Выступить с инициативой проведения переустройства помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (например, наниматели и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, но уполномоченные собственником на совершение таких действий).

Заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст. 26 Жилищного кодекса РФ «Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли.

В его содержание включены следующие разделы:

  • расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом;
  • расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления;
  • экспертное заключение о тепло гидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в ст. 26 Жилищного кодекса РФ, документы.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который служит юридическим основанием для осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование. С целью отсутствия нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, как правило, такие работы должны выполняться в меж отопительный период.

Отказ в согласовании переустройства помещения возможен только в трех случаях, которые определены в ст. 27 Жилищного кодекса РФ «Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», и может быть обжалован в судебном порядке.

В свою очередь, любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством.

Действующим законодательством предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство жилого помещения.

Так, в соответствии со ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение правил пользования жилыми помещениями" самовольное переоборудование жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до полутора тысяч рублей. При этом его неоплата в течение 30 дней может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.

Кроме того, помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок.

В том случае, если гражданин в разумный срок и в порядке, который определил орган местного самоуправления, не привел жилое помещение в прежнее состояние, указанный орган обращается в суд с соответствующим иском.

Если этот гражданин является собственником жилого помещения, то предъявляются требования о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на нового собственника.

Если же речь идет о нанимателе по договору социального найма, то предъявляются исковые требования о расторжении договора социального найма.

Специалисты отмечают, что в определенных случаях действия по самовольному переходу от центрального отопления на автономные системы теплоснабжения могут квалифицироваться как самоуправство. И в зависимости от тяжести совершенного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к административной (ст. 19.1 Кодекс об административных правонарушениях  РФ «Самоуправство») либо уголовной ответственности (ст. 330 Уголовный кодекс РФ «Самоуправство»).

Как видите, в вопросах теплоснабжения очень много не только технических, но и юридических сложностей. Не учитывать их нельзя, так как самовольное отключение приведет к множеству проблем и, решившись на такой шаг, нужно твердо понимать – брать на себя эту ответственность или нет.

С использованием материалов с сайта: https://www.consultant.ru

 

Абонентский отдел

Центральный, Хостинский районы и поселок Дагомыс: 

(862) 296-85-86

Адлерский район:

 

246-65-86

(862) 296-85-85 доб. 222,211

Лазаревский район:

270-33-43

Частный фонд (все районы): 

(862) 296-85-86

296-85-85 доб. 210

Опломбировка, поверка водомеров:
(862) 296-85-87
Передача показаний счётчиков:
(862) 296-85-90

Личный кабинет абонента

Личный кабинет

абонента МУП "Сочитеплоэнерго"

Диспетчерская служба

Центральный район:

 

(862) 264-30-33

296-85-85 доб. 400

Адлерский район:

246-66-29

Лазаревский район:

270-33-39